Положение о нормах проф этики

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ёлочка» ст. Посольская» МО «Кабанский район»
Республики Бурятия
СОГЛАСОВАНО
на заседании Педагогического совета
протокол № 3 от 31.03.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. заведующего МАДОУД/С «Ёлочка»
_____________/ Е.В. Макаренко
Приказ от 31.03.2023 № 9/ОД

ПОЛОЖЕНИЕ
о нормах профессиональной этики педагогических работников
муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
Детский сад «Ёлочка» ст. Посольская

2023
1

1.Основные положения.
1.1. Настоящее Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (далее –
Положение) разработано для муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения Детский сад «Ёлочка» ст. Посольская (далее – Учреждение) в соответствии с:
 Конституцией Российской Федерации;
 Указом Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
 Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Уставом учреждения.
1.2. Положение разработано с учетом следующих принципов: законность, гуманизм,
демократичность, справедливость, толерантность, профессионализм, взаимное уважение.
1.3. Положение разработано с целью установления этических взаимоотношений между
участниками образовательного процесса, поднятия престижа педагога, оптимизации общения
образовательной организации с внешней средой и в целом устойчивого ее развития в
современных условиях.
1.3. Положение определяет основные нормы (правила) профессиональной этики педагогических
работников Учреждения, выполняющих муниципальное задание по оказанию муниципальных
услуг потребителям: предоставление дошкольного образования, обеспечения присмотра и
ухода, и представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных
правил поведения, которым обязаны руководствоваться педагогические работники
Учреждения.
1.4. Иным работникам, которые состоят в трудовых отношениях с Учреждением, независимо от
занимаемой ими должности и выполняющим обязанности по обучению, воспитанию,
развитию и обслуживанию детей рекомендуется соблюдать в своей деятельности требования
настоящего положения.
2. Цели и задачи положения.
2.1. Цели положения:
 установление этических норм и правил поведения работников Учреждения для выполнения
ими своей профессиональной деятельности;
 содействие укреплению авторитета педагогических работников;
 обеспечение единых норм поведения педагогических работников в отношениях между
педагогами и другими работниками Учреждения, воспитанниками и родителями
(законными представителями) (далее – участниками образовательных отношений),
государством.
2.2. Задачи положения:
 регулировать отношения между участниками образовательных отношений, а также
другими членами коллектива Учреждения;
 защищать их человеческую ценность и достоинство;
 поддерживать качество профессиональной деятельности педагогических и других
работников Учреждения и честь их профессии;
 формировать общую культуру и традиции Учреждения, основанную на профессионализме
его работников, взаимопомощи, высокой нравственной ответственности.
2.3. Положение призвано служить работникам Учреждения ориентиром при планировании и
построении работы с потребителями образовательных услуг, в том числе при разрешении
проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной
деятельности.
2.4. Положение призвано оградить потребителей образовательных услуг и общество в целом от
нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования
2

педагогических знаний и умений, и в то же время защитить педагогов и других работников
Учреждения от дискредитации.
2.5. Миссия педагогического работника (далее – педагога) заключается в объединении усилий
Учреждения и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и
способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность
сегодня и будущем, формируют позитивный имидж педагога и формируют уважение к его
профессии со стороны общества.
3. Нормы профессиональной этики педагогических работников.
3.1. При выполнении трудовых обязанностей педагогу следует исходить из конституционного
положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый
гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту чести, достоинства и своего доброго имени.
3.2. Педагог, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
 уважать честь и достоинство всех участников образовательных отношений воспитанников,
родителей (законных представителей), коллег);
 развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и к
жизни в условиях современного мира, формировать у детей культуру здорового и
безопасного образа жизни;
 применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования,
формы и методы обучения и воспитания;
 учитывать особенности психофизического развития воспитанников, состояние их здоровья,
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья;
 исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых
обязанностей;
 проявлять корректность и внимательность к воспитанникам, их родителям (законным
представителям) и коллегам;
 проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других
государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных
групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному
согласию воспитанников и членов их семей;
 воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет,
в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или)
развитию воспитанников;
 воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном
исполнении педагогом трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций,
способных нанести ущерб его репутации или авторитету Учреждения.
3.3. Педагогам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать
формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной
работы.
3.4. Педагогам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения
работников Учреждения, своим личным поведением подавать пример честности,
беспристрастности и справедливости.
3.5. При выполнении трудовых обязанностей педагог не допускает в отношении воспитанников,
их родителей (законных представителей), иных работников Учреждения:
3

 любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола,
возраста, нации, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного
положения, политических или религиозных предпочтений;
 грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний,
предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
 угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному
общению или провоцирующих противоправное поведение.
3.6. Педагогу следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с
участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным
для общения, открытым и доброжелательным.
4. Личность педагога.
4.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и
демонстрации ответственности при исполнении своих обязанностей.
Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической
работы – образования и воспитания.
4.2. Педагог:
 является профессионально компетентным работником, реализующим образовательные
программы дошкольного образования, соблюдающим законодательство Российской
Федерации;
 несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную
защиту детей, оставленных под его присмотром;
 передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности,
принимает посильное участие в процессе культурного развития;
 воспитывает детей на положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит
осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах;
 требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Он занимается
своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы;
 дорожит своей профессиональной репутацией. Он не должен заниматься
противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью;
 постоянно заботится о культуре своего поведения, речи, построения общения с другими, в
его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
4.3. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся
профессиональную честь педагога. Авторитет педагога основывается на компетенции,
справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой
авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
4.4. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ
жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и
коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
4.5. Пьянство, курение и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо
с профессией педагога, а также иных работников Учреждения в целом.
4.6. Педагог должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не
должен использовать имущество Учреждения, а также свое рабочее время для личных нужд.
5.Взаимодействие с воспитанниками.
5.1. Педагог выбирает партнерский стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном
уважении и сотрудничестве.
5.2. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем
своим воспитанникам. Педагоги и иные работники Учреждения в своей работе не должны
никогда не оскорблять ребенка, необходимо обеспечивать ребенку защиту его от всех видов
самоуправства и насилия.
4

5.3. Требовательность педагога по отношению к воспитанникам должна быть позитивной и
обоснованной. Оценивать необходимо поступок, а не личность.
5.4. Педагог выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них такие
положительные
черты
и
качества,
как
самостоятельность,
самоконтроль,
желание сотрудничать и помогать другим.
5.5. Педагог должен стремиться к повышению мотивации обучения и воспитания у
воспитанников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.
5.6. Педагог справедливо и объективно оценивает работу воспитанников, не допуская
заниженного оценочного суждения. Приняв необоснованно принижающие воспитанника
оценочные решения, педагогу следует немедленно исправить свою ошибку.
5.7. Педагоги и иные работники Учреждения должны быть для воспитанников примером в
поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
6.1. Педагог должен уважительно и доброжелательно общаться с родителями (законными
представителями) воспитанников. Находить возможность говорить родителям (законным
представителям) что-то положительное о ребенке.
6.2. Педагог объединяет родителей (законных представителей) при решении вопросов образования
и развития детей, обеспечивает включение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс, создает атмосферу общности интересов родителей (законных
представителей) и педагогов.
6.3. Педагог консультирует родителей (законных представителей) по вопросам обучения,
воспитания и развития воспитанников.
6.4. Педагог предоставляет родителям (законным представителям) полную информацию об
успехах и проблемах ребенка при индивидуальных встречах.
6.5. Отношения педагогов с родителями (законными представителями) не должны оказывать
влияния на оценку личности и достижений детей, а также на отношения педагогов с
воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями
(законными представителями).
6.6. Педагоги и иные работники Учреждения:
 обязаны обеспечивать сохранение и защиту персональных данных, сведений,
представляющих конфиденциальные требования, служебную тайну;
 должны быть эмоционально уравновешены при общении с родителями (законными
представителями), демонстрировать пример воспитанности и такта, профессионализм в
работе с детьми, родителями (законными представителями), коллегами;
 проявлять гибкость в возникающих конфликтных и затруднительных ситуациях в общении с
родителями (законными представителями), уметь строить корректный аргументированный
диалог.
7. Взаимоотношения педагогов с педагогическим сообществом.
7.1. Педагоги добросовестно выполняют свои профессиональные обязанности, стремятся к
взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и
администрации Учреждения. Педагогов объединяет взаимопомощь, поддержка, открытость и
доверие.
7.2. Педагогам необходимо постоянное совершенствование, умение учиться у своих коллег,
родителей (законных представителей), воспитанников, общественности. Инновационные,
наиболее эффективные методы приемы работы коллеги должны перенимать у более опытных
коллег в коллективе. Новые профессиональные умения у педагогов могут быть освоены через
следующие формы:
 наблюдение за организацией образовательного процесса другими коллегами;
 стажировка,
 наставничество;
5

 посещения открытых мероприятий;
 участие в семинарах, практикумах и др.
7.3. Педагог в процессе образовательно-воспитательной деятельности активно сотрудничает с
иными педагогическими работниками Учреждения (воспитателями, музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, учителемдефектологом, педагогом–психологом), учебно-вспомогательным персоналом (медицинским
персоналом), родителями (законными представителями) для обеспечения преемственности
развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья
воспитанников, эффективности образовательного процесса.
7.4. Педагогу необходимо избегать необоснованных конфликтов во взаимоотношениях. В случае
возникновения разногласий стремиться к конструктивному решению. Разногласия коллег по
рабочим вопросам не должны отражаться на качестве образовательного процесса в
Учреждении.
7.5. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в Учреждении на основе
принципов открытости и общего участия.
7.6. Педагог имеет право выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя
необоснованные информацию, факты и вымыслы, не относящиеся к профессиональной
деятельности коллег. Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть
объективной и обоснованной.
8. Взаимоотношения педагогов с иными работниками Учреждения.
8.1. Взаимодействие педагога с иными работниками должно строиться на конструктивном
сотрудничестве, обеспечивать эффективное бесперебойное функционирование учреждения в
целом: безупречное выполнение каждым работником Учреждения своих профессиональных
обязанностей, осуществление качественного образования и воспитания детей.
Взаимоотношения работников Учреждения должны быть основаны на взаимном уважении,
доброжелательности, взаимной помощи и преемственности, рациональном распределении
ответственности за различные составляющие деятельности каждого работника.
8.2. Работники Учреждения на своих рабочих местах должны быть образцом культуры поведения,
общения, исполнения трудовых обязанностей. Необходимо избегать необоснованных
конфликтов во взаимоотношениях.
8.3. Все работники Учреждения обязаны:
 выполнять должностные обязанности;
 соблюдать
требования
охраны
труда,
санитарного,
противопожарного
и
антитеррористического законодательства;
 соблюдать режим и графики работы, расписания организованной образовательной
деятельности и циклограммы деятельности.
9. Взаимоотношения с администрацией Учреждения.
9.1. Взаимодействие администрации Учреждения с работниками должны быть основаны на
взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык и конструктивные
решения.
9.2. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны
препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих
убеждений.
9.3. Администрация вправе требовать от педагогов и иных работников Учреждения
ответственного исполнения ими в полном объеме профессиональных обязанностей, выносить
рекомендации в работе, руководствуясь требованиями нормативных локальных нормативных
актов.
9.4. Оценки и решения администрации Учреждения должны быть беспристрастны, высказаны
работнику корректно и основываться на конкретных фактах в части выполнения педагогом
своих профессиональных обязанностей.
6

9.5. Работники должны воспринимать рекомендации и задания администрации Учреждения к
исполнению. Недопустимо создавать конфликтные ситуации, открытое либо демонстративное
неприятие требований администрации к работнику на рабочем месте.
9.6. Администрации, педагогам и иным работникам Учреждения в процессе совместной
деятельности недопустимо строить диалог в грубой неэтичной форме. Трудности и проблемы
в работе не должны обозначаться публично. Все разногласия, замечания и претензии к
работнику должны разбираться в индивидуальном порядке с конкретным работником.
Вопросы, необходимые для общего обсуждения, рассматриваются администрацией
Учреждения на собрании работников (общем собрании).
9.7. Педагоги и иные работники Учреждения имеют право получать от администрации
информацию, имеющую значение для выполнения ими должностных обязанностей.
9.8. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в Учреждении на основе
принципов открытости и общего участия в ходе педагогических советов, конференций и т.п.
10. Требования к внешнему виду.
10.1. Все работники Учреждений обязаны соблюдать гигиену и опрятность во внешнем виде,
одежде.
10.2. Внешний вид работника при выполнении им трудовых функций должен способствовать
требованиям норм охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил.
10.3. Одежда должна соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают
официальность, сдержанность, аккуратность.
Основной стандарт одежды – профессиональный деловой стиль. Должны быть
использованы простые неброские немассивные украшения, выдержанные в деловом стиле.
Уместны: платья, блузы, рубашки, сарафаны, джемперы, деловой костюм (брючный, с юбкой
или платьем) классического покроя спокойных тонов (верхняя и нижняя детали костюма
могут отличаться по цвету и фасону). Брюки стандартной длины. Джинсы и одежда из
джинсовой ткани классических моделей, однотонные, без стилистических элементов
(крупные вышивки, бахрома, стразы, потертости, заклепки и т.п.) Аккуратное,
привлекательное сочетание брюк, юбок, блуз, трикотажных джемперов или кофт. Блузки
спокойных тонов с длинными или короткими рукавами. В теплое время года допускается
ношение футболок без символики. В холодное время года допускается ношение теплых
моделей свитеров, кофт, пуловеров и т.д. без ярких или экстравагантных элементов,
отвлекающих внимание.
10.4. Для педагога неуместны следующие варианты одежды и обуви:
 спортивная одежда (кроме инструктора по физической культуре);
 одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с агрессивной
символикой и т.п.);
 пляжная одежда;
 прозрачные и декольтированные платья и блузки;
 не должно быть заметно нижнее белье (оно не должно выглядывать или сильно
просвечивать из-под одежды);
 мини-юбки (длина юбки не выше 3-5см от колена), прозрачные юбки или юбки с большими
глубокими вырезами;
 слишком короткие и открытые блузки, открывающие часть живота или спины;
 спортивная и пляжная, домашняя обувь (шлепанцы и тапочки).
10.5. В одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, и вызывающие
экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание. Для дневного макияжа и
маникюра уместны неяркие спокойные тона. Следует избегать неестественных неоновоярких и ультра-черных цветов в выборе краски для волос, ногтей, в одежде и макияже.
10.6. Работник Учреждения должен прививать эстетический вкус воспитанникам, а не отпугивать
детей.
7

11. Правила пользования средствами мобильной связи в Учреждении.
11.1. Всем работникам Учреждения запрещается использование сотовых телефонов во время
выполнения трудовых функций. Запрет не распространяется на случаи, когда применение
сотовой связи необходимо с целью оперативного решения форс-мажорных ситуаций,
обеспечения безопасности жизни и здоровья детей и работников Учреждения, а также
родителей (законных представителей), посетителей.
11.2.Во время организации работы с воспитанниками, режимных моментов (особенно в период
дневного сна), различных мероприятий (совещаний, педсоветов, собраний, праздников и др.)
звонок мобильного телефона необходимо переводить в беззвучный режим. В период данных
мероприятий всем работникам Учреждения запрещены беседы по телефону.
12. Отличительные знаки работников.
12.1. В целях отличия работников Учреждения и предупреждения нестандартных ситуаций при
взаимодействии с родителями (законными представителями), посетителями каждый
работник в период проведения открытых мероприятий, а также при выходе педагога на
мероприятия социума должен иметь на одежде бейдж с указанием наименования
Учреждения, фамилии, имени, отчества, занимаемой должности.
13. Ответственность за нарушение Положения
13.1. Нарушение педагогами и иными работниками настоящего Положения рассматривается на
заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных Уставом Учреждения и
(или) комиссиях (советах) по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений.
13.2. Соблюдение педагогическими и иными работниками Положения может учитываться при
проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности,
при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником,
выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с
продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно
исполняющих трудовые обязанности.
14. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
14.1 Образовательная организация стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой
репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное расследование
нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
14.2 Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных разделом 3 настоящего Положения, рассматриваются комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частью 2
статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по
трудовым спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса
Российской Федерации, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах —
гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
14.3 Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное расследование
нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений.
14.4 В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в состав
комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в
обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей
8

первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
14.5 В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений, невыполнения решения комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, несоответствия
решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений законодательству Российской Федерации или нежелания педагогического
работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений он имеет право обратиться в суд.
15. Сроки действия Положения. Разрешение споров.
15.1. Настоящее Положение принимается педагогическим советом и утверждается приказом
заведующего Учреждением. Положение вступает в силу с момента издания приказа о
принятии Положения. Срок данного Положения не ограничен.
15.2. В Положение могут быть внесены поправки. Предложения о внесении поправок в Положение
вносятся любой из сторон с обоснованием причин для их внесения. Далее предложения
выносятся на обсуждение собрания работников (общего собрания). После обсуждения
поправки вносятся или не вносятся в Положение с обязательной записью о принятом
решении в протоколе педагогического совета. По решению педагогического совета
заведующий Учреждением издает приказ о внесении поправок в Положение.
15.3. Все изменения и дополнения к настоящему Положению являются действительными, если
они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями всех
сторон (заведующим Учреждением, представителем работников).
15.4. Настоящее Положение может утратить силу досрочно:
 по соглашению сторон;
 как противоречащее законодательным актам РФ и локальным нормативным актам
Учреждения.
15.5. Сторона, желающая прекратить действие настоящего Положения, должна заявить об этом в
письменном виде другой стороне не позднее, чем за месяц до предполагаемого выхода из
действующего Положения.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».